Рекомендации специалиста по подготовке автомобиля к зиме

Рекомендации специалиста по подготовке автомобиля к зиме

Какие мы знаем основные характеристики автомобиля? Мощность, скорость, динамика разгона, расход топлива – с этим у современных автомобилей все в порядке.  Эксплуатационные расходы – очень актуальная характеристика, но не самая главная. У людей хватает денег на дорогой, красивый и комфортабельный автомобиль, на его обслуживание и качественный ремонт.Ритм жизни у современного человека таков, что ему постоянно не хватает времени. Самое ценное сейчас — это время. Поэтому главная характеристика автомобиля звучит так: Чем меньше времени мы затрачиваем на ремонт и обслуживание автомобиля, тем больше любим мы своего незаменимого друга и помощника. Из этого следует, что горячо любимый «железный конь» должен быть непривередливым и очень надежным. То есть он должен безотказно служить нам верой и правдой при всех обстоятельствах и в любое  время года.

Скоро зима. Морозы нагрянут, как всегда, неожиданно. Лучше заблаговременно потратить определенное время и средства на качественную подготовку автомобиля к зимней эксплуатации, чем в самый неподходящий момент, в сильные морозы вдруг остаться «безлошадным».

Я занимаюсь диагностикой и ремонтом автомобилей в спортивно-техническом клубе «Атом» г. Новосибирска и имею большой опыт по части подготовки автомобилей к зимней эксплуатации.  Не буду перечислять прописные истины о том, как подготовить автомобиль к зиме. Все и так знают, что надо залить зимнее масло, проверить двигатель, ходовку  и т. д. Отмечу только, что сделать это желательно заблаговременно и не в соседних гаражах, а в специализированном автоцентре или на СТО.

Рассмотрим подробнее специфику подготовки автомобиля именно к сибирской, холодной зиме. Большинство выпускаемых во всем мире автомобилей рассчитаны на беспроблемную эксплуатацию при низких температурах. Они неплохо заводятся на морозе, хорошо прогреваются и обеспечивают Вам и вашим спутникам уверенную и комфортную езду. Но когда у нас температура падает ниже -24 градусов и держится на этом уровне неделями и даже месяцами, то естественно возникают определенные специфические трудности. Да, -24 градуса – это такая температура, при которой бензин перестает испаряться на воздухе. А, как известно, в двигателе автомобиля сгорает не бензин, а топливовоздушная смесь, то есть смесь паров бензина с кислородом воздуха. Инжектора впрыскивают во впускной коллектор двигателя порцию топлива, которое смешивается с входящим воздухом и испаряется. Далее, через впускной клапан на такте впуска эта смесь всасывается в цилиндр. На такте сжатия смесь сжимается и в конце воспламеняется от искры свечи зажигания. Потом следуют рабочий ход и такт выпуска. Четыре такта (два оборота) составляют один цикл работы двигателя. При низкой температуре бензин испаряется слабо и, как сказано выше, при -24 градусах перестает испаряться вообще. Но ведь двигатели заводятся и в – 30, и при еще более низких температурах. Этому есть конкретное объяснение с точки зрения законов физики. При температуре ниже -24 градуса  в цилиндрах двигателя на такте сжатия сжимаются капельки бензина и воздух. В результате резкого сжатия происходит нагрев этой смеси, бензин частично успевает испариться, то есть все-таки образуется топливовоздушная смесь, которая воспламеняется от искры. Кстати, по принципу воспламенения смеси  при нагреве от резкого сжатия работает дизельный двигатель. Но образующаяся в цилиндрах двигателя в конце такта сжатия топливовоздушная смесь не идеальна, чтобы ее поджечь нужна хорошая, мощная искра. Отсюда требования к системе зажигания – она должна быть полностью исправна. Чтобы в конце такта сжатия произошел интенсивный нагрев смеси, необходимо резкое сжатие — мощный аккумулятор должен весело крутануть исправный стартер. Также в цилиндрах двигателя должна быть нормальная компрессия, зависящая от состояния цилиндро-поршневой группы, клапанов, системы газораспределения и других элементов. Изношенный двигатель на морозе завести будет намного труднее. Исправная система топливоподачи по команде электронного блока управления должна впрыснуль строго определенную порцию качественного топлива.

На современном, технически полностью исправном двигателе все эти условия, как правило, выполняются и он хорошо заводится зимой и летом.

Но в этой цепочке есть одно слабое звено – аккумулятор. Современные аккумуляторные батареи гораздо совершеннее и мощнее тех, которые были лет 30 – 40 назад. Но, тем не менее, происходящие в аккумуляторах электрохимические процессы, подчиняются все тем же законам физики и химии. При той же критической температуре -24 градуса подвижность ионов электролита понижается настолько, что аккумулятор перестает брать зарядку от генератора при работающем двигателе. При этом специфика такова, что аккумулятор способен интенсивно отдавать стартовый ток, хотя и не в полном объеме из-за низкой температуры. Технологически аккумуляторная батарея отнесена и даже теплоизолирована от двигателя, так как она не любит нагрева, от которого быстрее разрушается. Зимой аккумулятор должен все-таки прогреваться теплом работающего двигателя. Но если мороз стоит не первый день, и Вы совершаете короткие поездки, то аккумулятор не успевает прогреться от двигателя, заряжается недостаточно и в любой момент может Вас подвести. Поэтому, если мороз долго не ослабевает, а поездки с включенными дополнительными потребителями (обогреватели, отопители и др.) не продолжительны, то аккумуляторную батарею рекомендую иногда снимать, заносить домой и ставить у батареи на ночь. Против законов физики не пойдешь   –  придется периодически отогревать аккумулятор. Особенно это актуально в очень сильные, продолжительные морозы. Отогретый в теплом помещении аккумулятор увереннее заведет двигатель и хорошо зарядится при поездке. В аварийном случае аккумуляторную батарею можно срочно отогреть, поставив в ванную под струю проточной горячей воды. Но снимать на морозе и таскать туда-сюда 20-килограммовую батарейку  не так — то просто и не современно. Не бывает безвыходных ситуаций. Чтобы не снимать периодически аккумулятор для отогрева, можно создать ему «комфортные условия» и на автомобиле. Для этого надо поместить батарею в  специальный термокейс. Такой термокейс защищает аккумулятор от жары, холода и всякой грязи, продлевает срок его службы, снимает все проблемы с необходимостью подзарядки и подогрева даже при самых сильных морозах. Установить термокейс совсем не трудно, стоит он недорого и можно подобрать его по размеру под любой аккумулятор. Есть даже варианты  термокейсов с автоматическим электроподогревом и контролем температуры по индикации на светодиодной шкале. Не остывшая в термокейсе аккумуляторная батарея более уверенно заведет замерзший двигатель, полностью зарядится и обеспечит в дальнейшем комфорт и уют вам и вашим спутникам в теплом салоне горячо любимого средства передвижения.  В дополнение к термокейсу целесообразно утеплить моторный отсек, укрыв двигатель специальным термоодеялом, которое поможет сохранить тепло при не очень продолжительных стоянках.

Есть и другие технические средства, облегчающие зимнюю эксплуатацию автомобиля. Если позволяют средства, то можно оснастить автомобиль высокотехнологичным автономным обогревателем типа Гидроник, Вебасто и др. Для прогрева перед запуском отечественных автомобилей подойдет подогреватель тосола в двигателе от  220 вольт (так называемый котел), если есть доступ к электросети. Удобно и не очень дорого установить на автомобиль автосигнализацию с функцией автозапуска по температуре, или через определенные промежутки времени. На сиденья можно положить накидки с электроподогревом – очень актуально.

Все-таки дам еще несколько рекомендаций на случай возникновения  нештатных ситуаций. Обязательно возите с собой буксирный трос, комплект проводов  для «прикуривания», запасные свечи зажигания  и свечной ключ, гаечный ключ на 10мм для снятия батареи. Неплохо на всякий случай также иметь аэрозольный баллончик «Быстрый старт». Очень полезный совет из собственного опыты: возите  в бардачке упаковочку таблеток «сухого горючего» и подставочку для его розжига. Достаточно сжечь в салоне промерзшего автомобиля 1-2 таблетки такого горючего (с соблюдением мер пожарной безопасности), чтобы уверенно согреться при температуре, повысившейся до плюсовых значений.

 

Желаю всем автомобилистам комфортной езды и удачи на дорогах.
Автор: Алексей Юрин