Автомобильные кольцевые гонки, диагностика и "Мозговой штурм" | АвтоCпорт154.ру - Автосервис (СТО) G-ENERGY в Новосибирске

Автомобильные кольцевые гонки, диагностика и “Мозговой штурм”

Автомобильные кольцевые гонки, диагностика и “Мозговой штурм”


То, что один человек может представить в своем воображении, другие могут воплотить в жизнь”.

Жюль Верн.


Самый «адреналин» идет, когда стоишь (не сидишь) на трибуне и видишь всю борьбу на трассе автомобильных кольцевых гонок. Поучаствовать в настоящих автогонках – заветная мечта очень многих любителей авто и мототехники. А я имею к автоспорту самое прямое отношение. В автомобильных гонках высокого уровня залогом успеха является не только мастерство пилота, но и работа всей команды в целом. В команде спортивно – технического клуба «Атом» г. Новосибирска а являюсь механиком, отвечающим за систему управления двигателем. И, естественно, что я отлично знаю абсолютно весь «спорткар». Наш боевой гоночный ВАЗ-2112 я могу продиагностировать, найти и устранить неисправность не за часы и минуты, а за секунды. В автоспорте – это норма и правило. С одной стороны это хорошо, а с другой – во время гонок механики стоят на пит-стопе с инструментом наизготовку и не видят всю захватывающую борьбу на трассе. Немного обидно, но что поделаешь: «Все для гонки, все для победы!»
Приведенное выше вступление с акцентом на автоспорт я написал, чтобы убедить вас, уважаемые читатели, в том, что у меня действительно имеется немалый опыт в диагностике и ремонте ВАЗовских «шедевров» родного автопрома. Далее речь пойдет о реальном случае из моей практики, на примере которого я объясню, что такое «мозговой штурм» и как он может быть полезен в нелегком деле диагностики и ремонта отечественных и даже зарубежных автомобилей.
Итак, загнали мне на диагностику автомобиль ВАЗ-2110 с мигалками и надписями по бортам «Дорожно-постовая служба ГИБДД, полиция». Аппарат уже побывал на каких-то СТО и у дилеров, но там неисправностей не нашли: очень просто – подключили сканер, показали, что «ошибок нет» и до свидания. Но здесь действительно, случай очень странный: автомобиль заводится после 5-10 секундной прокрутки стартером. Далее все нормально – двигатель работает без нареканий. При этом сканер не высвечивает никаких ошибок и текущие параметры работы двигателя все в норме. В принципе, машина заводится и нормально ездит, но 10 секунд для запуска двигателя – недопустимо много. Именно мне предстояло найти и устранить эту неисправность, отступать было некуда: ДПС – наш партнер по автоспорту, который должен нести службу на исправных машинах. Для поиска неисправности я задействовал весь свой мощный арсенал диагностических средств. Проверил механическую часть двигателя, фазы газораспределения, топливную систему, все датчики и исполнительные механизмы, систему зажигания и все остальное, что надо было проверить. Неисправность пока не нашел. По показаниям сканера МТ-10СОК я контролировал on-line работу двигателя, наблюдая параметры на экране большого монитора. Все очень наглядно. Но ошибок или каких-либо отклонений от нормы при работающем двигателе я не увидел. После ряда проверок я выявил алгоритм возникновения неисправности. Когда стартер начинает вращать двигатель, то первые 5-7 секунд искры вообще нет. Потом искра начинает проскакивать – двигатель чихает, схватывает. Еще через некоторое время появляется стабильная искра, двигатель заводится и абсолютно нормально работает. Иногда неисправность не проявлялась, двигатель заводился сразу. Круг поиска неисправности сужался. Причиной могли быть ЭБУ, датчик положения коленвала (ДПКВ), датчик положения распредвала (ДПРВ), шкив коленвала с зубчатым маркерным диском, индивидуальные катушки зажигания. У меня была возможность проверить все перечисленные элементы методом поочередной замены на заведомо исправные. Я перепробовал два ЭБУ, три ДПКВ и один ДПРВ, менял шкив и катушки зажигания, досконально проверил проводку, выставлял зазор между ДПКВ и маркерным диском на шкиве. Неисправность не исчезала. Дополнительно проверил стартер, аккумулятор, генератор, напряжение в бортовой сети – все в порядке. Действительно очень странная неисправность. Вероятно, идет какая-то помеха, вызывающая сбой в электронике. Известны случаи, что такую помеху давали стартер, генератор, регулятор холостого хода и другие элементы. Я умудрился поочередно отключать указанные элементы и заводить машину «с толкача» – безрезультатно. На машине установлено много всякого специального оборудования: спец. средства связи, громкоговорители, светотехника и прочее. Я потратил немало времени, чтобы отключить все эти спецсредства, которые могли быть источником помех. Сделал напрасную работу. Я уже начинал злиться, но не нервничал, так как неисправность была загадочной и интересной – сюжет для небольшого рассказа в журнал «Автомастер». Подключил осциллограф: посмотрел сигнал с ДПКВ – изумительная картинка: четкая синусоида , 58 зубов и 2 пропущенные, как при прокрутке стартером, так и при работающем двигателе. Аналогично проверил сигнал с ДПРВ. Никаких искажений, помех, наложений. Двигатель по-прежнему заводился с большим трудом и чувствовалось, что скоро «умрет» измученный стартер. Я упорно продолжал искать неисправность, перепробовал все методы и варианты, но пока безрезультатно. Чудес не бывает. Неисправность есть, её необходимо найти и устранить. Надо было предпринимать что-то нестандартное. Когда то давно в журналах « Юный техник» и «Изобретатель и рационализатор» я читал про «Мозговой штурм». Самое общее представление об этом методе у меня было, и я решил опробовать его на практике. Вокруг ДПС-ной «десятки» собрал весь личный состав автокомплекса: слесарей, мотористов, менеджеров, сварщика, токаря, расточника, снабженца. Я честно сказал: «Коллеги! Не могу найти неисправность. Помогайте, пожалуйста». Далее ввел собравшихся в курс дела и велел высказывать свои предложения по поиску и устранению хитрой неисправности. Коллеги начали достаточно активно высказывать свои гипотезы, предложения и пожелания. Я анализировал предложенные варианты и на некоторые сразу давал свой ответ. В основном все предложенные проверки и испытания были уже выполнены, но не дали положительного результата. Один из слесарей высказал предположение о том, что, не может ли это быть из-за иммобилайзера. Я тоже думал о таком варианте, но признал его не реальным. Если бы я отключил иммобилайзер, то разорвал бы линию диагностики k-line и не смог видеть все параметры работы двигателя по показаниям сканера в on-line режиме. Вообще, иммобилайзер – это штатная противоугонная система, и если он не «обучен» в паре с ЭБУ, то не должен никак влиять на работу двигателя. Обычно на а/м ВАЗ иммобилайзеры не используют по прямому назначению, их не «обучают» и не обращают на них внимания. (Примеч. подробнее об иммобилайзерах можно прочитать в журнале «Автомастер» № 9 -2012, рекомендую.) И я тоже вежливо ответил: «Иммобилайзер здесь ни при чем». Но этот молодой, способный слесарь выбрал момент, когда я отвлекся на обсуждения очередного варианта, залез в машину, быстро и уверенно выдернул 20-пиновый прямоугольный разъем из иммобилайзера. Видимо он знал, как это делается. Я уже хотел возмутиться, но слесарь завел машину с отключенным иммобилайзером с «пол-оборота». Повторили попытку запуска несколько раз – заводится нормально. Причина найдена и устранена. Иммобилайзер давал помеху электронному блоку управления. Позже я выяснил, что эта помеха появилась после «переполюсовки» при разгильдяйской замене аккумулятора инспекторами ДПС. Все закончилось благополучно: я поблагодарил своих коллег за помощь, а исправная машина ДПС ГИБДД уехала нести службу. В авиации обычно делают «разбор полетов». В автосервисе такое не принято, так как специалисты здесь разнопрофильные и каждый занят своим делом. Но помогать друг – другу должны все: словом, делом, материально и т. д. Однако «Мозговой штурм» в данном случае реально помог решить неожиданную проблему. Метод хороший, нужный. Я вспомнил статью в журнале «Юный техник» и решил ее найти. Углубился в Интернет и стал искать нужную информацию по ключевому слову «Мозговой штурм». Поисковые системы Всемирной паутины открыли мне немалый объем информации по интересующему вопросу. Пока я искал нужный номер журнала «ЮТ», то просмотрел большое количество публикаций и достаточно подробно изучил тему. Метод действительно нужный, эффективный и широко используемый при поиске нестандартных решений во многих областях. Для решения различных задач создано немало специальных методик, в основе которых лежит «мозговой штурм». Но большинство вышеуказанных методик разработано для «купи – продай» корпораций и предназначено для поиска путей повышения объемов продаж. Во всей Всемирной Паутине я не нашел ни одного слова о применении метода «мозгового штурма» в сфере ремонта и обслуживания автомобилей. Это не справедливо. Ситуацию надо исправлять. К тому же я все-таки нашел с помощью Google нужный журнал «Юный техник» №8 – 1987 и «Изобретатель и рационализатор» №4 – 1984 со статьями про «Мозговой штурм». Далее расскажу подробнее про указанный выше метод, используя информацию из найденных в архиве журналов и других источников. Итак, коротко и ненавязчиво изложу историю возникновения и суть метода «Мозгового штурма». Автором его считается американец Алекс Осборн. Во время второй мировой войны А. Осборн служил в военно-морском флоте. В боевых действиях с Японией американский флот нес большие потери от торпед, которыми управляли смертники-камикадзе. Небольшие быстроходные катера могли уклониться даже от управляемой торпеды за счет скорости и маневренности. Хорошо вооруженные линкоры и эсминцы поражали торпеды на дальних подступах огнем из многочисленных орудий. Транспортные суда, не обладающие большой огневой мощью, высокой скоростью и маневренностью, оказались практически беззащитными перед управляемыми торпедами. Найти средства защиты от этого оружия японцев было действительно непросто. Надо было искать какое-то неординарное решение. Командование американского флота провело экстренное совещание, участником которого был Алекс Осборн. В ходе проведения этого совещания из участников были условно сформированы две группы: – первая группа: опытные, искушенные специалисты, высшие офицеры флота – настоящие «морские волки», – вторая группа, более многочисленная: средний командный состав и даже рядовые матросы, а также другие лица, не особо искушенные в искусстве ведения войны на море. Участникам совещания было предложено высказывать любые, даже самые, казалось бы, невероятные предложения. Один участник из второй группы высказал такое предложение: « Всей команде надо встать вдоль борта и дуть на приближающуюся торпеду». Предложенная идея вызвала улыбку и даже смех, но была учтена, наряду с другими. А потом, при обсуждении, именно она, несмотря на кажущуюся свою нелепость, была доработана и использована. Правда вместо дутья решили воспользоваться мощной струей воды, ведь на любом корабле хватает аварийных насосов. Из мощных брандспойтов вода била в лоб торпеде, отклоняла ее или смывала камикадзе. Применение этого способа позволило спасти насколько кораблей, сотни человеческих жизней.
После войны А. Осборн стал совладельцем крупного рекламного агентства, работал в промышленности, где нужны были новые идеи. Взяв за основу факт проведения совещания на флоте, в 1950 году Осборн разработал метод, получивший название «Мозговой штурм». Cтех пор метод постоянно развивается, совершенствуется и широко применяется для решения технических, научных, экономических , административных, социальных и других задач. Сейчас даже придумали модное название «брейншторминг» от англ. (словарь Multitran) вrainstorm, сущ. -общ. душевное потрясение, внезапная идея, плодотворная мысль, припадок безумия, блестящая идея, великолепный план, бредовая мысль, идея; – проводить коллективное обсуждение; -разг. буйный припадок.
Основная идея Осборна проста: организовать групповую интеллектуальную (творческую) работу, в которой отделить процесс генерации идей от критики.
Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. В поиске удачного решения человек действует далеко не так произвольно, как может показаться: как правило, поиск начинается с наиболее привычного, общепринятого направления. Древний инстинкт велит: действуй по аналогии, действуй, как все. И это хорошо, ибо в обычных, «нетворческих» ситуациях избавляет от необходимости лишний раз думать, грубо говоря «напрягать извилины». Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений. В то же время у каждого человека в голове существуют некие «фильтры» (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми – опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства и т.п. Если же эти фильтры убрать, то можно если и не повысить качество идей, то, по крайней мере, увеличить их количество. Как мы знаем: количество при умелом подходе переходит в качество.
Классический алгоритм «Мозгового штурма» вкратце таков:
1. Отбирается группа 4-10 человек.
2. Участникам сообщается проблема, которую предстоит решить.
3. Собственно штурм. Задача: получить как можно больше идей. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, а критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс. Ведущий (модератор) руководит процедурой, подбадривает, эмоционально заводит участников.
4. Этап анализа. N-ное количество идей получено (их может быть 10 – 20 и более, до 150). Что дальше? Теперь предстоит выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи, и развить их. Вот здесь уже критика разрешена. Но не огульная: в каждой идее необходимо попытаться найти конструктив.
Вот и вся «простая и доступная процедура».
Можно привести много примеров удачного и результативного «Мозгового штурма». Один из них – описанный А. Осборном о противодействии управляемым торпедам. Другой – попроще, из моей практики: ремонт ДПС-ной «десятки». Все гениальное просто – не правда ли?