Диагностика с пристрастием 3

Диагностика с пристрастием 3

Если дефектный компонент или дефект не распознаны, процесс диагностики возобновляется с большей полнотой диагностики и глубиной поиска и использованием ранее найденных контекстных параметров, соответствующих каждому этапу; это повторяется до тех пор, пока компонент и дефект не будут распознаны. Если процесс диагностики стал бесконечным или зашёл в тупик, диагностика завершается неудачей (нераспознаванием).   Введение в компонентную диагностику.  Н. В. Викторов.

В «диагностиках с пристрастием 1 и 2» приведены примеры «удачной» диагностики. Но не всегда диагностика бывает удачной. Напишу поподробнее об одной «неудачной» диагностике из своей практики. Пусть этот пример будет «другим наукой».  Не зря говорят: «Умные учатся на чужих ошибках, а остальные – на своих». Притащили на веревке к нам в спортивно-технический  клуб «Сибиряк» на доделку автомобиль Тойота Кариб. Этому автомобилю на какой-то СТО сделали ремонт двигателя: поменяли кольца, колпачки, ремень ГРМ и ещё многое из того, что необходимо было поменять. После такого ремонта двигатель Кариба заводился, работал несколько секунд, и глох. Машина была не на ходу. Хозяин Кариба объяснил, что ремонтники на той СТО – пьяницы, двигатели ремонтировать не умеют. Он им перестал доверять и притащил автомобиль к нам на доделку. Пришлось мне его доделывать. Предварительный осмотр показал, что двигатель собран правильно, аккуратно, без видимых «косяков». Но то, что он не заводится, показалось мне странным и, даже, подозрительным. Хозяин автомобиля тоже  толком ничего не объяснил, а только ругал нерадивых слесарей и всю систему автосервиса в целом. Я приступил к поиску неисправности. Чётко опишу последовательность своих действий. Проверил и перепроверил правильность установки ремня ГРМ – всё правильно, придраться не к чему, тщательно проверил систему зажигания – работает четко, как японские часы. С пристрастием проверил топливную систему: бензонасос качает отлично, давление бензина 2,8 -3 бар, норма. Снял, проверил, на всякий случай промыл инжектора: и здесь дефектов не обнаружил. Диагностический сканер показал: « ошибок нет» и параметры некоторых датчиков, зацепиться не за что. Не полагаясь на показания сканера, проверил датчики, все в норме. Далее проверил электропроводку, реле, предохранители – тоже без видимых дефектов. Ещё раз тщательно проверил всё, что мог. Убедился, что не срезаны шпонки на шестернях  распред- и коленвала, что фазы газораспределения выставлены совершенно четко, ремень ГРМ – такой, как надо. Утечек топлива нет. Искра « в баллон» не уходит.  «Сигналка» не глушит двигатель, и так далее. Засомневался в исправности электронного блока управления двигателем: поставил рядом другой Кариб, снял с него заведомо исправный ЭБУ, заменил – не помогло. Двигатель упорно не желал работать. Снимал поочередно датчики, менял – безрезультатно. К тому времени хозяин горе-Кариба мне изрядно надоел: «стоял над душой», ныл, торопил, вплоть до упреков меня в непрофессионализме. Я с трудом сдерживался, но всё-таки ещё раз расспросил хозяина о том, что случилось с его автомобилем. Он рассказал, что автомобиль его не подводил, бегал очень резво, но начал подъедать масло и поддымливать. Пришлось сделать вышеуказанный ремонт. Но, что-то хозяин всё-таки не договаривал. Я проанализировал возможные причины неисправности двигателя, сделал ещё некоторые проверки и замены: причину не нашёл. Стал разбираться дальше, но меня начали донимать не толь хозяин Кариба, но и своё начальство – надо было диагностировать и другие машины, очередь из которых растянулась до соседнего СТО. Я бы, рано или поздно, причину нашёл – дали бы срок, но пришлось этот злополучный Кариб отправить туда, где ему ремонтировали двигатель. Хозяин ругался, возмущался, но утащил автомобиль к слесарям-пьяницам. Я вздохнул с облегчением, но слегка пожалел, что так и не разгадал загадку этого Карибастика. История с Карибом на этом не закончилась. Через месяц этот вполне исправный Кариб заехал к нам в СТК на мойку. Я вежливо поинтересовался о техническом состоянии автомобиля. Вредный хозяин с ухмылкой сказал: «Ха, любой школьник нашёл бы эту неисправность – катализатор был забит. Мне его прочистили и… все дела». После этого разговора я задумался: «почему вдруг после такого ремонта резко забился катализатор и, как его прочистили»? Катализаторы не прочищают, их выбивают, то есть удаляют совсем. Для себя я сделал вывод (анализ): надо было проверить катализатор. Сделать это не сложно. Достаточно вывернуть кислородный датчик, который расположен  в выпускном тракте до катализатора. При этом выхлопные газы  беспрепятственно выходят через отверстие для «кислородника», а двигатель рычит, но заводится и почти нормально работает. Датчик кислорода я не трогал ещё потому, что он никак не влияет на запуск двигателя. Теорию бензинового двигателя я знаю хорошо, причину неисправности искал вовсе не «наугад». Эх, как же я сразу не догадался, вывернуть датчик кислорода!   Как у В. Высоцкого:

«Обидно мне,

Досадно мне,

Но ладно мне».

Зато сколько я других автомобилей вылечил…

Ну и на этом история с Карибом не закончилась. Примерно через год я встретил своего коллегу Сергея, с которым когда-то вместе работал. Мы поговорили о друзьях, о женщинах и, конечно же, о работе. Я рассказал, что на работе у меня всё нормально:  занимаюсь диагностикой и ремонтом не только гражданских, но и спортивно-гоночных автомобилей. Однако был у меня один досадный случай: не смог вылечить Тойоту Кариб с такими-то проблемами. Серега сказал: «Постой-ка, так это тот самый Кариб, которому мы «движок»  ремонтировали. Мы сделали всё классно, но попьянствовали и затянули сроки ремонта на 3 дня. Хозяин Кариба к этому придрался и отказался заплатить нам сполна. Мы забили выхлопную трубу плотненько тряпочкой, показали, что двигатель заводится и… до свидания. Когда хозяин Кариба вернулся и окончательно с нами расплатился, то мы достали из трубы тряпочку и сказали, что был забит катализатор, а у нас тогда не хватило времени чтобы его прочистить». Вот уж действительно – всё относительно. Ну что же, пусть будет мой пример – другим наука.

Выводы из всего вышеизложенного следующие:

1.  Пьянство – зло. (Коран, аят 36).

2. Ложь и жадность – грех. (Библия).

3. Чудес не бывает.  (Поговорка).

4. Все делается человеческими руками. (Народная мудрость).

5. Тот, кто признался в своем грехе – равен тому, кто и вовсе не грешил. (Коран, аят 256 ).

Автор:  Алексей Юрин