Диагностика с пристрастием 7

Диагностика с пристрастием 7

Диагностика и ремонт автомобилей – процесс творческий, если, конечно, относиться к нему «с душой», а не просто зарабатывать на этом деньги. Иногда приходится «поломать голову» при поиске неисправностей не только в «навороченных» иномарках», но и в простых наших ГАЗах, ВАЗах, УАЗах и даже в Москвичах.
Расскажу подробно об одном интересном случае из моей практики. Приехал ко мне на диагностику в спортивно-технический клуб «Атом» Анатолий Валерьевич на ВАЗ-2114. Машина с пробегом 82 тыс. км выглядела отлично: хозяин ее любил, за ней следил, никогда не жалел времени и средств на обслуживание и ремонт. Четыре года машина отвечала взаимностью: не подводила Анатолия. Но месяц назад в работе двигателя появились сбои: сначала изредка, а потом все чаще по мере прогрева проявлялась потеря мощности, сопровождающаяся тряской двигателя, плаванием оборотов на холостом ходу.Сигнальная лампочка «проверь двигатель» загоралась иногда, когда проявлялся непонятный сбой в работе двигателя. Вскоре эти сбои стали регулярными и «check engine» загорелась постоянно. Приступив к диагностике, первым делом подключил диагностический сканер МТ-10 СО, чтобы посмотреть ошибки и текущие параметры работы двигателя. На этом ВАЗ-2114 стоял уже современный блок управления М7.9.7.Е2, диагностика которого была очень обстоятельной и информативной. Сканер высветил три ошибки: Р0300 -многочисленные пропуски зажигания, Р0301 – обнаружены пропуски зажигания в первом цилиндре, Р0304 – обнаружены пропуски зажигания в четвертом цилиндре.

Казалось, что все ясно: проблемы в системе зажигания, устранить которые совсем не сложно, учитывая доступность запчастей на обычный 8-ми клапанный ВАЗовский двигатель. Я вывернул свечи зажигания: не старые, красивые, блестящие, но со следами пробоя по изолятору – явная кооперативно-заводская подделка. Заменили свечи – двигатель стал работать заметно лучше. Стер ошибки (удалил из оперативной памяти ЭБУ информацию об отклонениях) при помощи соответствующей функции сканера МТ-10СО. Так же проверил все текущие параметры работы двигателя по показаниям сканера: все в норме и «ошибки» больше не появлялись. Газоанализатор показал, что состав топливовоздушной смеси «в допуске», но содержание нес горевших углеводородов СН несколько завышено, что у этих двигателей бывает довольно часто, несмотря на «Евро-2». Анатолий совершил пробную поездку, обрадовался, что машина едет гораздо лучше, поблагодарил, уехал. Но вечером он вернулся с жалобой на то, что сбои в работе двигателя повторились, и опять загорелся «check». Я вторично загоняю машину на диагностический пост и считываю одну ошибку: РЗ0301 – пропуски зажигания в первом цилиндре. Современная диагностика при помощи профессионального сканера МТ-10СО дает возможность точно определить, в каком цилиндре происходят пропуски зажигания и точно подсчитать их количество – параметр RCOD. Алгоритм детектирования пропусков зажигания реализуется следующим образом: датчик положения коленвала (ДПКВ) отслеживает не только положение и скорость вращения, но и его равномерность. Если в каком либо цилиндре происходит пропуск воспламенения, то двигатель заметно вздрагивает и ЭБУ по изменению угловой скорости в момент вздрагивания через сигнал ДПКВ четко вычисляет не дорабатывающий цилиндр. В данном случае пропуски воспламенения имели место конкретно только в 1-м цилиндре. Я проверил при помощи мотортестера и разрядника высоковольтные провода, из которых провод первого цилиндра мне явно не понравился. Заменили высоковольтные провода на новые фабрично-заводские (качественные). Двигатель работал нормально, «check» я погасил, Анатолий на ВАЗ-2114 уехал. На следующий день автомобиль вернулся: двигатель опять давал сбои, похожие на «подтраивание» и горел «check» с той же самой ошибкой Р0301 – пропуски воспламенения в 1-м цилиндре. Заменили модуль зажигания, я погасил «ошибку». Двигатель работал нормально, но у меня крепла уверенность в том, что причина сбоев не в системе зажигания; есть какой то другой дефект.

Я не удивился, когда Анатолий на следующий день приехал с тем же дефектом и ошибкой Р0301. Начался следующий этап углубленной диагностики. Пропуски зажигания (воспламенения) могут происходить не только из-за дефектных компонентов в системе зажигания, но и по причине недостаточной компрессии, чрезмерно обедненной смеси, загрязненных инжекторов, подсоса воздуха и множества других причин. Измерил компрессию: во всех цилиндрах около 13,5 атм, неплохо. Снял, промыл и тщательно проверил инжектора; без дефектов. При помощи фонендоскопа с трубочкой прослушал подсосы воздуха в районе первого цилиндра; ничего подозрительного не обнаружил. Проверил правильность установки ремня ГРМ, отсутствие люфтов в шкивах колен- и распредвала; все в норме. Еще раз подключил сканер МТ-10СО, проверил все параметры и сделал «баланс мощности по цилиндрам» и заметил, что первый цилиндр немного «недорабатывает». Объясню, как делается цилиндровый баланс: Это очень нужная и информативная проверка. По требования сканера ЭБУ отключает по очереди импульс на инжектора соответствующих цилиндров. Система фиксирует падение оборотов при отключении каждого цилиндра в отдельности. Отключаются все цилиндры последовательно 4 раза подряд (4 цикла) для «чистоты эксперимента». Данные выводятся в виде гистограммы и таблицы: очень наглядно и удобно для анализа состояния двигателя. Далее совершил вместе с Анатолием пробную поездку, после которой убедился. Что сбои начинаются, когда двигатель хорошо прогревается, а это происходит довольно быстро – лето, жара. Оставили автомобиль на ночь у авто-комплекса, чтобы двигатель остыл. Один цилиндр может «недорабатывать» еще из-за некорректной регулировки клапанов. Анализирую ситуацию: компрессия в норме (на не сильно прогретом двигателе), клапанного стука не слышно. На современных переднеприводных ВАЗах двигатели стали совершеннее и клапана на них практически не надо регулировать; не то, что раньше – на карбюраторных «восьмерках» и «девятках» регулировка клапанов была самой популярной процедурой в автосервисе. Сейчас на 16-клапанных ВАЗовских двигателях регулировка клапанов вообще не предусмотрена. На следующее утро я сразу занялся проверкой и регулировкой клапанов. И сразу обнаружил, что на первом (выпускном )клапане «тепловой» зазор почти отсутствует, хотя должен быть 0,3 мм. Самый тонкий щуп 0,05 мм. не пролез между регулировочной шайбой и кулачкой распредвала. Получается, что первый клапан был зажат, то есть при нагреве минимальный тепловой зазор уменьшался и кулачок не давал клапану полностью закрываться. Отсюда последствия: на такте сжатия происходит утечка сжимаемой смеси через не закрывшийся выпускной клапан – потеря компрессии, пропуски воспламенения, подтраивание двигателя, потеря мощности,горящая лампочка «Check engine» и т.д. Отрегулировав все клапана; «зазорчики» были далеки от оптимальных. Под первый клапан положил регулировочную шайбу на 0,3 мм толще чем та, которая была. Завел двигатель — хорошо работает. Сделал баланс мощности по цилиндрам — все идеально. Ошибок нет. Газоанализатор показал что содержание СН упало почти до нуля, под «Евро-2» и «Евро-3»Последующие ходовые испытания подтвердили что причина сбоев в работе двигателя ВАЗ 2114 наконец-то найдена и устранена.

Позже Анатолий Подтвердил, что на какой-то СТО примерно год назад его Ладе для профилактики отрегулировали клапана. И при этом так отрегулировали, что дефект в виде минимального зазора на первом клапане проявился не сразу, а через довольно большой промежуток времени. К сожалению, бывает и такое.

Автор:  Алексей Юрин