Перерасход топлива. Диалог диагноста с клиентом #12

Перерасход топлива

Перерасход топлива. Диалог диагноста с клиентом #12

Только для специалистов автосервиса. Пожелание автора.

Есть такая наука философия. Она определяет наиболее общие аспекты всех других наук. Так философия утверждает, что человек – самая адаптивная система. Говорят, что самые живучие – это крысы и тараканы. Ничего подобного: самый живучий – человек. Он приспособится к самым сложным условиям и найдет выход из любой ситуации.

Мы живем в нелегкое время. Проблем у всех «выше крыши». Но автомобиль как был, так и остается нашим верным другом и помощником. Но этого друга надо «кормить» — заправлять топливом. Парадокс: мировые цены на нефть подают, а бензин и солярка потихоньку дорожают. Естественно, что всем без исключения автолюбителям хочется, чтобы их любимый «железный конь» кушал топлива как можно меньше. Большинство автомобилей сейчас потребляют топлива именно столько, сколько необходимо для перемещения из пункта А в пункт В. Явный перерасход топлива из-за каких-либо конкретных неисправностей в наши дни явление редкое при современном уровне диагностики и сервиса активно обновляющегося парка автомобилей.

Сделаем небольшое отступление от проблем с автомобилями и в мировой экономике: поговорим о самом главном – о здоровье. Если у человека все в нормально с головой – нет дурных мыслей, то и в целом со здоровьем должно быть все в порядке. Не зря же очень многие люди обращаются к психологам и даже к врачам психотерапевтам: «голову на место поставить», мысли привести в порядок. В наше время — это очень актуально и жизненно необходимо.

В своей диагностической практике я немало внимания уделяю вопросам расхода топлива, уже даже целую книгу об этом написал. Естественно, что о топливе и его расходе я знаю почти всё. Но в последнее время понял, что этого недостаточно. Надо быть еще и психологом. Да, диагностировать и «лечить» надо не только автомобили. Очень часто в психологической помощи нуждаются владельцы автомобилей, которые подозревают своих «четырехколесных друзей» в чрезмерной топливной прожорливости. В психологии есть такое понятие «навязчивая идея». Даже если человек понимает, что его совершенный автомобиль технически полностью исправен и топливный аппетит у него должен быть в норме, то в глубине души он всё равно надеется, что можно сделать еще что-то такое, чтобы хоть немного сэкономить на постоянно дорожающем автомобильном топливе. К тому же его на это постоянно провоцируют «сбросы» в Интернете о чудесных способах экономии топлива, навязчивая реклама всяких присадок и добавок, «дезинформация» от автопроизводителей, советы и рекомендации друзей, неконтролируемые слухи и сплетни с интернет-форумов.

Продиагностировав немало автомобилей именно на предмет перерасхода топлива, я вывел интересную статистику. Только 12 процентов автомобилей потребляют топлива больше положенного из-за имеющихся у них конкретных неисправностей. Остальные 88 процентов автомобилей имеют нормальный «топливный аппетит». Основная причина кажущегося повышенного расхода — условия движения: пробки, сутолока на дорогах из-за роста числа автомобилей. Об этом и других причинах мы подробно говорили в предыдущих частях диалога.

Процесс диагностики — это не только проверка технического состояния и поиск неисправностей. Очень часто мне приходится долго и терпеливо объяснять владельцу автомобиля, что его любимое транспортное средство технически исправно и потребляет топлива именно столько, сколько необходимо. При этом, чтобы не быть голословным, я демонстрирую пациенту показания сканера, газоанализатора, мотор-тестера, показываю незакопченные свечи и многое другое. В большинстве случаев мне удается убедить владельца автомобиля в том, что перерасхода топлива не имеет места быть. Меня благодарят, без сожаления платят деньги за диагностику, обещают прочитать все предыдущие 11 частей нашего диалога . Но я замечаю, что и после такой моей диагностики у людей остаются некоторые сомнения и слабая надежда на то, что все-таки можно каким-то способом ну хоть чуть-чуть умерить «топливную прожорливость» своей «железной лошади». То есть, сомнения остаются, голова продолжает побаливать. Получается, что лечил, лечил, но не долечил. Так не должно быть, положение надо исправлять. Врачи лечат всех заболевших, независимо от возраста, социального положения, характера и тяжести болезни. Я с большим уважением отношусь ко всем труженикам медицины, про которых в песне В. Высоцкого есть такие слова: «И вот то, что я не умер – это все по их вине». Обращаюсь к работникам автосервиса с просьбой любить и уважать клиентов даже больше, чем их «четырехколесных друзей». Поэтому эту часть диалога о перерасходе топлива я пишу для своих коллег автосервисников. Далее поделюсь своим личным опытом и дам несколько неординарных, но очень полезных советов.

От теории перейдем к практике. Итак, мы должны сделать что-то такое, чтобы владелец автомобиля почувствовал конкретное снижение его топливного аппетита. Но что делать, если уже сделано все практически возможное и еще уменьшить расход просто не реально.  Не бывает безвыходных ситуаций. Приведу несколько примеров из своей практики.

Пример первый. Многие автолюбители перечисляют мне все процедуры, которые они проводили с автомобилем, чтобы уменьшить его топливный аппетит. С особой гордостью они отмечают такой пункт: промыл инжектора. Как опытный диагност прокомментирую ситуацию. Да, действительно, из-за загрязненных инжекторов автомобиль хуже разгоняется, позже происходит переключение на повышенные передачи, двигатель делает большее число оборотов, расход топлива увеличивается особенно при городском цикле движения. Инжектора реально загрязнялись у автомобилей, выпущенных в конце прошлого тысячелетия. Эти ещё недостаточно совершенные инжектора надо было периодически промывать, см. «Промывка инжекторов при помощи ультразвука». Но технический прогресс не стоит на месте: инжектора совершенствуются. Самые современные инжектора конструктивно устроены так, что практически не забиваются, то есть самоочищаются, пропуская через себя тонны бензина (активного растворителя). Но с другой стороны, при грамотной промывке инжекторов двигателю хуже не будет. Поэтому я смело рекомендую недоверчивым клиентам: для уменьшения расхода топлива промыть инжектора. Часто выполняю эту процедуру сам (со снятием или без снятия), зарабатывая на этом деньги. В большинстве случаев после промывки инжекторов владельцы автомобилей чувствуют снижение расхода топлива. Но были и такие пациенты, которые приезжали с претензией, что инжектора промыли, деньги за это взяли, а расход не уменьшился почему-то. Чтобы исключить подобные неприятные моменты, я при помощи своих диагностических приборов всегда проверяю параметры работы двигателя до и после промывки. При этом обязательно показываю клиенту результаты проверок, объясняю, как и на сколько сократились выбросы СО и СН, показываю графики лямбда-регулирования и многое другое.  Не только владелец автомобиля, но я и сам верю, что расход действительно сократится при таком обслуживания.  После промывки инжекторов рекомендую еще и заменить свечи, фильтры, масло в двигателе и другое, что уже пора менять.

Следующая по важности сервисная процедура — промывка дроссельной заслонки и регулятора холостого хода. Если эти узлы функционируют неправильно, то из-за завышенных оборотов холостого хода пропорционально будет увеличен расход топлива. Также двигатель может глохнуть или плавать обороты. Особенно актуальна промывка дроссельного узла для автомобилей с электронным дросселем. Но выполнять эту процедуру надо грамотно, четко представляя себе принцип и особенности работы данного механизма. В некоторых случаях после промывки дроссель придется регулировать или адаптировать (обучать) специальным сканером.

Не буду перечислять другие сервисные процедуры. Скажу только, что хорошо обслуженный, технически полностью исправный автомобиль не будет страдать повышенным топливным аппетитом. К тому же сервис обходится гораздо дешевле, чем дорогостоящий ремонт, являющийся следствием недостаточного сервиса. Уважаемые коллеги, не ленитесь объяснять эти простые истины своим клиентам.

Второй пример. Это интересное подтверждение предыдущего примера. Один раз я промыл инжектора на двигателе старенького, но мощного скоростного автомобиля. Выполнил эту процедуру тщательно с последующей проверкой идеально отмытых инжекторов. Все показал хозяину автомобиля. Любитель быстрой езды остался очень доволен моей работой. Но через два дня он опять приехал ко мне с настойчивым требованием промыть инжектора еще раз. Я сначала не понял причины «возврата». Но незадачливый гонщик мне объяснил, что после первой промывки автомобиль стал намного резвее. А теперь он хочет, чтобы после повторной промывки инжекторов его «тачила еще круче перла». Я попробовал объяснить, что нет смысла перемывать идеально отмытые инжектора. Но лихой парень уговорил меня повторить процедуру промывки. Я ещё раз тщательно промыл комплект инжекторов, естественно не бесплатно. Через несколько дней автогонщик-любитель заехал ко мне радостно сообщил, что после второй промывки его «тачила ещё круче прет и бенза меньше хавает».  Клиент всегда прав.  Я тоже остался доволен своей работой.

Третий пример. Был и такой случай в моей практике. Приехал ко мне на диагностику тракторист-комбайнер. У него старенькая, но очень ухоженная Хонда. Он прямо не жаловался на очень большой расход топлива. Но односельчане искренне посоветовали ему съездить в город на СТО и специальным сканером настроить двигатель на меньший расход топлива. Видимо они имели в виду наши первые инжекторные ВАЗы и ГАЗы, у которых можно и нужно было делать корректировку топливоподачи при помощи сканера. На нескольких СТО в городе владельца Хонды с его странной просьбой без лишних объяснений отправляли дальше…. И вот он приехал ко мне, узнав от кого-то о моем действительно очень мощном сканере. Как обычно, я продиагностировал машину на предмет возможного перерасхода топлива. Явных дефектов не нашел и даже отметил неплохое техническое состояние двигателя. Но на этой Хонде нет такой хитрой регулировки «больше-меньше топлива» при помощи сканера или другим способом. Долго и настойчиво объяснял я это незадачливому владельцу Хонды. Но он не хотел верить мне, ссылаясь на «авторитетное» мнение мужиков из своей деревни, и заявив в итоге: «Хреновый у Вас сканер». Для меня это было оскорблением. Я хотел послать мужика еще дальше, но сдержался. Мужик он был простой и сказал мне про сканер без злости. Я решил помочь жителю отдаленного села. Я сказал ему, что знаю одного диагноста, у которого есть сканер с функцией регулировки топливоподачи на Хондах. Мужик обрадовался. Я позвонил знакомому диагносту, объяснил ситуацию и попросил произвести коррекцию топливоподачи на Хонде при помощи его «специального» сканера и за небольшую плату на всякий случай. Тракторист-комбайнер поблагодарил меня и с радостью уехал к моему коллеге на регулировку топливоподачи. Примерно через месяц владелец этой хонды заехал ко мне, искренне поблагодарил и доложил, что топливный аппетит его любимой Хонды значительно поубавился. Я тоже был рад, что вылечил жителя одного из сел нашей области. Психология – наука тонкая. Топливо и его расход – не самое главное в нашей жизни. Здоровье дороже.

Четвертый пример. Случай похож на предыдущий. Приехал ко мне пенсионер на Шевроле Нива. Этот автомобиль нельзя назвать экономичным. Расход топлива хозяину внедорожника казался явно завышенным. Но мужики из соседних гаражей посоветовали пенсионеру заменить датчик кислорода, так как бытует мнение, что именно этот датчик всегда виноват в перерасходе топлива. Пенсионер купил новый датчик кислорода.   Умельцы из соседнего гаража стали выкручивать старый датчик кислорода изношенным рожковым ключом на 22 и напрочь сорвали грани, выкрутить не смогли. В общем-то пенсионер и приехал ко мне, чтобы я выкрутил прикипевший датчик. Работоспособность датчика кислорода нетрудно проверить, что я и решил сделать просто из интереса. Пробег у машины небольшой и менять датчик ещё рановато, по моему мнению. Подключил газоанализатор и сканер, проверил: датчик полностью работоспособен, по выхлопу тоже все Евро-4. Сказал об этом пенсионеру. Он очень огорчился, так как уже купил новый датчик и сорвал грани на старом. Жалко пенсионера. Решил его не расстраивать и все-таки поменять «кислородник». Поднял машину на подъемнике и убедился, что выкрутить датчик будет непросто. Но я знаю один хитрый способ выкручивания датчиков кислорода и всем его рекомендую. Завел машину, прогрел выхлопную трубу и врученный в нее датчик. Далее надежно ухватил сорванные грани небольшим газовым ключом. Потом залил сам датчик очистителем карбюратора из баллончика, тем самым резко охладив его. Охлажденный металл сжимается. В итоге, сорвал и выкрутил «кислородник» без особых усилий. Установил новый датчик и не поленился его проверить. Пенсионер уже был рад, что датчик удалось поменять. Я показал результаты проверки нового датчика и подробно объяснил, что с ним расход топлива будет небывало низким для такого автомобиля. Пенсионер был счастлив, так как решились сразу все проблемы с автомобилем. Я тоже доволен. Пенсионер оказался заядлым рыболовом: часто заезжает ко мне, привозит свежей рыбы и хвалит свою экономичную Шевроле-Ниву. Чудес не бывает, но есть такая хорошая наука – психология.

Подобных примеров можно привести еще много. Это ещё раз доказывает, что диагностика автомобилей – процесс творческий, интересный и даже немного таинственный.

В этой части диалога мы рассмотрели такой интересный аспект, как психология. Оказывается, что с ее помощью можно решать проблемы перерасхода топлива и не только …  Надеюсь, что моим коллегам автосервисникам будут интересны приведенные выше теоретические выкладки и практические рекомендации. А вопросы по расходу топлива будут возникать постоянно и диалог наш будет продолжаться.

Автор: Алексей Юрин