Современная диагностика

Современная диагностика

Недавно я ремонтировал автомобиль, которому 100 лет. Честно, не вру. Это был Ford-T 1913 года выпуска. Он заезжал к нам в СТК «Атом» на обслуживание с автопробега Пекин – Париж 2013.Мы успешно сделали сервисное обслуживание, весь необходимый ремонт и даже прокатились на ретро-автомобиле. Обалденно! Это был шикарный, комфортабельный и очень надежный автомобиль, Да, даже сто лет назад американцы могли без всяких проблем и опасений ездить по своим делам, а не кругами по СТО и сервисным центрам. В то время, наверное, СТО еще не было. Конструкция этого автомобиля была настолько проста, что и ломаться там было нечему. А надежность была одной из главных характеристик автомобиля того времени, так как мощность, скорость, экономичность и ряд других характеристик были не так востребованы на заре автомобилизма. Автомобиль в то время был не только средством передвижения, но все еще роскошью. Едущие в автомобиле люди радовались, что не идут пешком и могу прибыть из пункта А в пункт Б с комфортом и точно в срок.

В начале прошлого века среди фирм производителей уже существовала жесткая конкуренция, велась борьба за покупателя. Очень популярны были автопробеги, цель которых была доказать, что автомобиль не «диковина» и роскошь, а надежное, скоростное и комфортабельное средство передвижения, в отличие от гужевых повозок и верховой езды. Именно надежность была одной из основных характеристик автомобилей тех лет. Я сам лично убеждался в этом неоднократно, ремонтируя старинный автомобили. Все узлы и агрегаты у них были предельно просты и имели реальный запас прочности плюс высокое качество изготовления и сборки без погони за мнимой дешевизной. Скажу честно: я с хорошей завистью, уважением и восхищением отношусь к старинным автомобилям. Информация к размышлению: я очень сомневаюсь, что наша нынешняя Калина или Приора сможет проехать 12247 километров не по самым лучшим дорогам от Пекина до Парижа. А этот Форд-Т 1913 года выпуска финишировал в Париже 29-м из 93 ретро-автомобилей, участников ралли. Кстати, самый первый автопробег Пекин – Париж был проведен в 1907 году.

Gaby De Connic, Алексей Юрин, Качалков Леонид, Nicky Bailey

Gaby De Connic, Алексей Юрин, Качалков Леонид, Nicky Bailey

Это было лирическое вступление и немножко ностальгия. Но сейчас мы живем в 21 веке. Технический прогресс развивается стремительно. Автомобиль за сто лет сильно изменился. И самое интересное то, что он стал абсолютно доступен всем и каждому. Население Земли недавно достигло 7 миллиардов человек. Точное количество автомобилей на нашей планете наверное еще никто не подсчитывал, но я полагаю, что их уже порядка 1 миллиарда. Попробуйте представить себе площадку (автостоянку) на которой стоит миллиард (!) автомобилей. Современный автомобиль – это уже не только роскошь и средство передвижения (перевозки грузов), а совершенно необходимый атрибут нашей повседневной жизни – друг, кормилец, член семьи, «пылесос» из семейного бюджета и так далее. Но «любимый друг» требует ухода (ремонт, сервисное обслуживание) и хорошего кормления (регулярная заправка качественным топливом). А как вы хотели: абсолютно надежный автомобиль с вечным двигателем первого рода еще не создан, к сожалению. Но автопроизводители не сидят сложа руки… .

Давайте поразмышляем. А знаете ли Вы – какая главная характеристика современного автомобиля? Стандартный ответ: мощность, скорость, расход топлива, комфорт, пассажировместимость, грузоподъемность, проходимость и так далее. С этим сейчас – все нормально. Анализируем далее. У современного автолюбителя хватает средств на совершенный автомобиль, заправку его хорошим топливом и тому подобное. Но при современном ритме жизни человеку не хватает… Чего? Времени! Самое ценное сейчас – это время. Поэтому главная характеристика современного автомобиля звучит так: чем меньше времени Вы затрачиваете на его ремонт и обслуживание, тем более преданным и надежным другом он Вам приходится. Опять же, как и сто лет назад, на первый план выходит надежность. Но в 1913 году надежность автомобиля была обусловлена простотой конструкции, высоким качеством изготовления отдельных узлов и тщательной, часто ручной сборкой. Насколько сложен современный автомобиль… долго рассказывать. Однако, еще лет 20-30 назад наш любимый Москвич, Жигули, Волгу, УАЗ и даже Запорожец можно было починить самостоятельно в своем гараже. Автосервисов у нас в стране практически не было. Слово «диагностика» чаще применялось в медицине, а в сфере авторемонта говорили: «проверка технического состояния».

В 1974 году американский писатель Артур Хейли ввел понятие «удушливый калифорнийский смог». То есть, автомобилей стало много и от их неконтролируемого выхлопа уже было трудно дышать. Американцы впервые серьезно задумались об экологии. Работу двигателя надо было контролировать. В наши дни уже все выпускаемые автомобили должны соответствовать постоянно ожесточающемся нормам экологических требований, например: Евро-2, Евро-3 и вплоть до Евро-6 с продолжением. Автопроизводители в развитых странах с начала девяностых годов прошлого столетия стали оснащать все производимые автомобили системами самодиагностики. Диагностика автомобилей постоянно развивается и совершенствуется, стала важнейшей частью автосервиса. Кстати, об автосервисе: современный «навороченный» автомобиль сейчас можно качественно продиагностировать, обслужить и отремонтировать только в хорошо оснащенном автосервисе, где работают настоящие профессионалы. Хотя есть и в гаражах талантливые умельцы, к которым я отношусь с большим уважением.

Как же говорилось выше: современному человеку постоянно не хватает времени. Но любимому «четырёх колесном другу» надо уделять внимание: рано или поздно ему придется проводить сервис и даже ремонт. Поэтому владелец автомобиля обоснованно желает, чтобы в автосервисе его автомобиль отремонтировали:

  1. Быстро,
  2. Качественно,
  3. Недорого.

К сожалению не каждый автолюбитель знает такой автосервис, где его всегда встретят как родного: быстро, качественно и недорого отремонтируют любимое средство передвижения. Даже если и есть подобные сервисы, то у автовладельца, как обычно, нет времени чтобы загнать туда автомобиль на несколько часов для проведения необходимого обслуживания и ремонта. Часто так и бывает: тянут с лечением горячо любимого «железного коня» до тех пор, пока он копы… . Очевидно, что сервис обходится гораздо дешевле, чем дорогостоящий ремонт, являющийся следствием недостаточного или несвоевременного сервисного обслуживания.

Диагностика – важнейшая составляющая часть современного автосервиса. При диагностике проверяется состояние двигателя и других электронных систем автомобиля: АBS, SRS, иммобилайзер, электроусилитель руля и прочее. Особенно актуальна диагностика двигателя, точнее системы управления им с помощи специального сканера. При этом проверяется датчики, исполнительные механизмы, правильность работы самого блока управления двигателем и многое другое. С особым пристрастием диагностируется система, отвечающая за экологические показатели, а следовательно и экономичность автомобиля.

Первые диагностические сканеры были достаточно громоздки и дороги. Только на хорошо оснащенный СТО имелись серьезные диагностические приборы.

В наступившем 21 веке особенно стремительно развивается электроника и микроэлектроника. Совершенствуются системы управления двигателями, прочая «бортовая электроника» и параллельно создаются диагностические приборы, приспособления, специальное ПО. Все автомобили, начиная с 2000 года, оборудованы системами диагностики имеющие специальный диагностический разъем стандарта OBD-II (ON-Board Diagnostics ). Этот 16-пиновый, трапециевидный формы разъем обычно расположен в районе передней панели под рулем или под бардачком со стороны пассажира. Найти и подключиться к нему не трудно. Тем более, что не обязательно подключать к системе диагностики громоздкий сканер, а можно считать диагностическую информацию при помощи миниатюрного адаптера, который выдает необходимые данные на ноутбук,планшет, обычный смартфон под управлением IOS или Android по Bluetooth или Wi-Fi. Есть и аналогичные проводные адаптеры со стандартным USB- разъемом, в основном для ноутбуков.

Bluetooth OBD2 & Subaru Forester

Система самодиагностики контролирует работу двигателя, а все отклонения от нормы распознает, фиксирует, сохраняет и предупреждает водителя о возникновении неисправностей, зажигая лампочку «Check Engine» (проверь двигатель). Но очень часто система фиксирует так называемые экологические ошибки и тоже зажигает при этом лампочку Check Engine в комбинации приборов. Это не всегда приятно. Что поделаешь, распознавание «экологических» ошибок заложено в программе электронного блока управления (ЭБУ). По требованиям экологии система самодиагностики должна предупреждать водителя о том, что его автомобиль по определенным параметрам вышел из жестких допусков. Например, такое чаще всего происходит при заправке некачественным топливом. В большинстве случаев загрязнение окружающей среды – не есть вина владельца автомобиля. Но лампочка Check Engine ярко горит на приборной панели, явно не радуя водителя (одно хорошо, что лампочка исправна). Это означает, что надо бросать все дела и ехать на диагностику в специализированный сервис. Но если у Вас есть портативный диагностический адаптер с выводом информации на экран смартфона, то можно и самому провести простую диагностику: прочитать текущие данные о работе двигателя, а также «ошибки», которые надо будет «стереть» (удалить из оперативной памяти ЭБУ информацию об имеющихся отклонениях). Имея некоторые знания об устройстве и функционировании некоторых систем автомобиля, можно решить: ехать дальше по своим делам (не заморачиваться), или все-такие придется посетить СТО.

Диагностировать самому свой автомобиль при помощи телефона и беспроводного адаптера очень даже интересно и практично. Система выдает кроме «ошибок» немало интересной и полезной информации   Попробуйте освоить самостоятельно диагностику автомобиля, не пожалеете. К тому же, это совсем не сложно и не дорого. Надо всего лишь приобрести OBD-II адаптер, подключить его в стандартный диагностический разъем автомобиля, установить на смартфон специальную программу и настроить подключение. Беспроводной диагностический адаптер – это сложное, но достаточно миниатюрное электронное устройство, служащее для согласования уровней выходного и входного сигнала линии диагностики ЭБУ автомобиля и Вашего смартфона по беспроводной линии. Хотя OBD-II адаптер изготовлен в «Поднебесной» (как и большинство смартфонов), но работает такой диагностический комплекс достаточно надежно и стабильно, удивляя автолюбителя выдачей on-line нужной и интересной информации. Например, Вы получите все данные о топливном аппетите вашего любимого «железного коня».

Адаптеры

Wi-Fi & Bluetooth адаптеры

Как говорится: опыт приходит с годами. Освоив азы диагностики, можно удивить друзей и знакомых продиагностировав их автомобиль при помощи своего смартфона с OBD-II адаптером. Диагностический комплект работает с любым автомобилем, поддерживающим протокол OBD-II, а это большинство автомобилей с 2000 года выпуска.

Желаю всем автолюбителям приятных поездок за рулем надежного, резвого, послушного и конечно же горячо любимого «железного коня».

И как Вы уже заметили, заказать установку адаптеров на  Ваш смартфон или ноутбук можно по ссылке или кликнув на красивую картинку, справа от статьи) Безопасной дороги, уважаемые автолюбители.